МКОУ "Архангельская СОШ"
с. Архангельское Чернский район Тульская область
  • Классный час «Женщины-математики».

    МКОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа» Учитель/классный руководитель – Красникова Т.И. Участники – учащиеся 7, 8 класса. Цель: Изучить роль женщин в истории математики (слайд №2). Задачи: - доказать, что женщины-математики ничем не хуже мужчин - математиков, а даже лучше; - способствовать формированию нового взгляда на мир; - формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; развивать творческие способности учащихся; - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию. Предмет: Женщины-математики. Объект: Роль женщин в науке. Гипотеза: Роль и место женщин в науке - математика (слайд №3). Неспособность женщин к математике — ничем не подтверждающаяся гипотеза. Стереотип «математика — не женское дело» во многом основан на том, что среди великих математиков прошлого женщин немного. Но они есть! Роли исполняют: Ведущая 1. – Красникова Татьяна Ивановна. Ведущая 2. – Мараева Татьяна. Гипатия – Терехова Вероника. Теон – Тамилин Дмитрий. Старцы – Андронов Николай, Гололобов Данил, Сергеев Никита. Голицина – Ослопова Виктория. Пушкин – Даянов Кирилл. Графиня – Баштанар Ирина. Князь 1. – Елецкий Егор. Князь 2. – Медведев Дмитрий. Княжна – Егорова Вероника. Гость – Елецкий Степан. Ковалевская – Муслимова Альбина.
    Классный час «Женщины-математики»..

    Ведущая 1: Девочки, девушки, женщины. Их миллионы. И каждая несет в своем сердце теплоту и любовь, нежность и заботу о людях. Мир потускнел бы, он бы перестал существовать, если бы не было женщин. В течение веков женщина была отстранена в интересах господствующих классов от управления обществом, общественной деятельности. Истории известно крайне мало женщин среди выдающихся людей в области политики, философии, науки...  Тем немногим в истории женщин, которым удалось проникнуть в запретную деятельность, пришлось много работать в невыгодных для интеллектуальной, творческой деятельности условиях по сравнению с мужчинами. На них оказывали отрицательное влияние политические условия неравенства полов.  Как же удалось женщине сохранить, сберечь свое достоинство, если всякий выход в большой мир был чрезвычайно труден, а порой и смертельно опасен.

    Итак, глава I сегодняшней нашей встречи. Переносимся в IV век нашей эры в древнюю Александрию, где жила Гипатия со своим отцом, видным астрономом Теоном (слайд №4).

                                             Входит Теон, что-то читая, ему навстречу выбегает Гипатия.

    Гипатия: Отец, вчера ты говорил, что тебе нужен инструмент для твоих астрономических наблюдений, сегодня я тебе его сделала. Вот он.

    Теон (рассматривая деталь): Гипатия, дочь моя, ты проявляешь незаурядные способности к механике!

    Гипатия: Это ты, отец с детства окружил меня умными книгами и я рано полюбила геометрию.

    Входят три старца, кланяются.

    1 старец: Приветствуем тебя, Теон, и тебя, Гипатия.

    2 старец: Теон, широта интересов, удивительная работоспособность и острота ума твоей дочери снискали ей уважение ученых.

    3 старец: Гипатия, мы хотим предложить тебе преподавать математику.

    1 старец: У тебя будут свои ученики!

    Гипатия: (отходит в сторону и обращается к отцу) Что мне делать, отец?

    Теон: Подумай, ведь вместо обычной одежды молодой девушке тебе придется носить темный плащ философа!

    Гипатия: Ну и что?

    Теон разводит руками, Гипатия медленно подходит к старцам и обращается к ним.

    Гипатия: Я согласна!

    Старцы радуются, благодарят Гипатию и подают ей темный плащ. Все уходят, на сцене остается Гипатия в плаще философа, читает книгу.

     (слайд №5, 6)

    Ведущая 2: Гипатия стала гордостью Александрии. Дочь превзошла отца в астрономии. Она читала лекции по философии. Все чаще раздавались восторженные голоса.  Слушать ее было одно наслаждение. Часто на ее лекции сходилось много народу. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию стали съезжаться юноши из разных стран. Вокруг нее собирался весь цвет Александрии. Гипатию считали воплощением мудрости,  к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных вопросах. Но были у нее и враги. По указу епископа Кирилла в конце марта 415 года Гипатию подстерегли монахи.

    Ведущая 1: Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там в священном для каждого христианина месте монахи, сорвав с нее одежды принялись ее бить. Гипатию били нещадно с наступлением, били остервенелые фанатики, били когда она давно уже была мертвой.  Останки Гипатии выволокли из церкви и потащили на площадь, где заранее был разложен огромный огненный костер. Ее тело бросили в огонь. Так в глубокой древности сожгли на костре Гипатию Александрийскую, чей ум превосходил мужской.

                             Участники сцены выходят на сцену, кланяются, уходят.

    Ведущая 2. Более 9 миллионов женщин уничтожила средневековая инквизиция. Но не менее труден был путь женщин в науку и в более просвещенные времена.

     Итак, глава 2 нашей встречи – воспетая Пушкиным Евдокия Ивановна Голицина (слайд №7)

    Звучит музыка. На сцену поднимаются пары: княгиня Е.И.Голицина с князем (1), княжна с князем (2), графиня с А.С.Пушкиным, иноземный гость. На сцене стоит пианино, диван, два кресла. Графиня с А.С.Пушкиным садятся в кресла. Остальные разговаривают в кругу.

    Графиня: Салон Голицыной часто посещают академики, ученые и литераторы.

    Пушкин: Да, действительно. Математик Брашман, профессора Московского университета, академик Остроградский.

    Тут их разговор перебивает Голицына.

    Голицына: Графиня, Александр Сергеевич, идемте к нам.

    Пушкин помогает встать с кресла графине и они подходят ко всем остальным. Между ними завязывается разговор.

    Князь 1: Я слышал, что Вы написали еще одну работу по математике. Вы не могли бы рассказать нам о ней.

    Голицына: (с удивлением) Вам правда интересно? Тогда приходите завтра, (задумываясь), так скажем к часикам двум, я расскажу вам обо всем. А сейчас давайте почитаем стихи.

    Все соглашаются.

    Графиня: Александр Сергеевич, прочитайте нам пожалуйста что-нибудь.

    Пушкин: Евдокия Ивановна! Разрешите я прочитаю стихотворение, которое посвятил Вам.

    Голицына: Мне??? Спасибо!!!

    Пушкин встает на край сцены. Женщины садятся на диван, а мужчины слушают стоя. Пушкин начинает читать такие строки:

    Краев чужих неопытный любитель

     И своего всегдашний обвинитель...

     Отчество почти я ненавидел,

     Но я вчера Голицыну увидел (показывает на нее)

     И примирен с отчеством своим.

    Прослушав, все хлопают. Пушкин подходит к Голицыной и целует ей руку. Она встает. В это время к краю сцены подходят Князь (1) и Князь (2).

    Князь (1): А вы знаете, что Голицына написала работу на французском языке, называется "Анализ понятия силы”. Эта работа была опубликована в двух частях.

    Князь (2): Да, мне это известно. Первая часть была опубликована в Петербурге, другая в Париже.

    Оба князя отходят, показывая, что разговор между ними еще не закончился. В это время к сцене подходят княжна и иноземный гость. Они начинают обсуждать Голицыну.

    Княжна: Дочь сенатора! Княгиня! Получила прекрасное образование и пишет книги! Мхн!

    Гость: Женщина? Книги? Нехорошо! Совсем нехорошо!

    Пушкин встает на край сцены и читает такие строки: (слайд №8)

    Строгая логика – щит от разлада,

     Кружево формул – сердцу награда.

     Но путь к ней не ровен – от впадин до всплесков,

     Мрачен иль светиться солнечным блеском.

     К тайнам извечным, разум влекущий,

    Тот путь бесконечный осилит идущий.

    Звучит музыка и пары, кланяясь, уходят.

    Ведущая 1: Глава 3. В ней, мы поговорим сегодня о Софье Васильевне Ковалевской, известной всему миру, как первой русской женщины – математика. Рассказ о ее жизни – это увлекательная история о том, как маленькая девочка стала выдающимся математиком, это поучительная история о девушке, полюбившей свободу и математику. Давайте пригласим ее (входит Ковалевская). Добрый вечер. Присаживайтесь (слайд №9).

    Ведущая 2: Софья Васильевна, расскажите о своей семье.

    Ковалевская: Я родилась в семье начальника московского арсенала генерала В.В Корвин – Круковского. Моя мать, Елизавета Федоровна, была дочерью почетного члена Петербургской Академии наук – геодезиста Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Шуберта Ф.И.

    Ведущая 1: А кто занимался Вашим воспитанием?

    Ковалевская: Моим воспитанием, как и 2-х сестер занималась няня, а затем – гувернантки. В 12 лет я была совершенно уверенна, что стану поэтом. Но это вскоре прошло.

    Ведущая 2. А как же математика? Что связывало вас с ней?

    Ковалевская: Мое сближение с математикой, это очень увлекательный рассказ. Мы после выхода отца на пенсию поселились в имении Палибино, Невельского уезда Витебской области. Одна из детских комнат из-за неимения обоев была оклеена листами лекций М.В. Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Эти листы, исписанные странными, непонятными формулами, привлекли мое внимание. Я подолгу стояла перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны следовать друг за другом. От долго ежедневного разглядывания вид многих формул сохранялись в моей памяти (слайд №10).

    Ведущая 1: Софья Васильевна, я знаю, что вы учились с большим удовольствием. В те времена наряду со школьными учителями на ниве просвещения трудились и домашние учителя. А кто был Вашим домашним учителем.

    Ковалевская: Да, у меня был домашний учитель И.Малевич, но он был больше расположен не к точным, а к гуманитарным наукам. Он гордится моими литературными способностями и возлагал большие надежды на мое будущее, связанное с литературой.

    Ведущая 2: Я знаю, что Вы пишите стихи. Может,  Вы нам что-нибудь прочтете.

    Ковалевская: Да, я с удовольствием прочту вам одно из моих любимых стихотворений "Пришлось ли...”

    Пришлось ли раз вам безучастно,

     Бесцельно средь толпы гулять.

     И вдруг какой-то песни страстной

     Случайно звуки услыхать?

     На вас нежданною волною

     Пахнула память прежних лет.

     И что-то милое, родное

     В душе откликнулось в ответ.

     Казалось Вам, что эти звуки

     Вы в детстве слышали не раз

     Так много счастья неги муки.

     В них вспоминалось для вас.

     Спешили вы привычным слухом

     Напев знакомый уловить,

     Хотелось вам за каждым звуком,

     За каждым словом уследить.

     Внезапно песня замолчала

     И голос замер бес следа.

     И без конца и без начала

     Осталась песня навсегда.

    Ведущая 2. Спасибо, это было прекрасно. Софья Васильевна, я знаю, что значительное влияние на вас оказал ваш дядя, Петр Васильевич.

    Софья Васильевна: Да, он не был математиком, но прочитал много книг и любил с увлечением рассуждать о них. Его увлеченность передалась и мне.

    Ведущая 1: И что же дальше, как проходила ваша учеба?

    Софья Васильевна: Математика казалась для меня удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвященным людям. Я решила всерьез заняться математикой. В 1866 году во время зимней поездки в Петербург. Я начала всерьез заниматься математикой у известного преподавателя А.Н. Страннолюбского. В течение двух с половиной лет я усвоила всю арифметику, планиметрию и стереометрию. Так же изучала дифференциальное и интегральное исчисления. Изучая эти науки, я вспомнила свое действие и комнату. Передо мной открылся чудесный мир бесконечно малых.

    Ведущая 2: Вы хотели получить высшее образование?

    Софья Васильевна: Да, это была моя заветная мечта, но доступ женщинам во все русские университеты в то время был закрыт. И образование я мечтала получить только за границей.

    Ведущая 1: Как же вы попали заграницу, ведь отец не позволял вам выехать учиться заграницу?

    Софья Васильевна: Чтобы уехать заграницу, я решила вступить в фиктивный брак с известным палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Вскоре мы уехали в Германию.

    Ведущая 2: А там Вы добились своего?

    Софья Васильевна: В Берлине моими занятиями руководил один из крупнейших немецких математиков Вейерштрасс. Кстати первая встреча с ним была очень запоминающейся.     

    Ведущая 1: Вейерштрасс, пораженный знаниями Ковалевской, стал хлопотать перед Ученным советом университета о допуске ее к слушанию лекций и получил отказ. Тогда он сам решил заниматься с талантливой женщиной. В 1874 году Геттингенский университет присвоил Ковалевской ученую степень доктора философии. В 1884 году она стала первой в мире женщиной-профессором  (слайд №11).

     Научные исследования Ковалевской принесли ее мировую славу. Но даже избрание в Российскую Академию наук не дало ей возможность получить соответствующую работу и вернуться на родину. Скончалась Софья Васильевна Ковалевская в 1891 году в Стокгольме от воспаления легких.  

    Ведущая 2. Рассказать обо всех женщинах математиках за один классный час невозможно. Оказывается их много. Но  еще о некоторых из них сейчас мы упомянем. Посмотрите на слайды.

     Елизавета Федоровна Литвинова (1845 - 1919) (слайд №12)

    Надежда Николаевна Гернет (1877- 1943) (слайд №13)

    Софья Александровна Яновская (1896 - 1966)

    Пелагея Яковлевна Полубаринова – Кочина (1899-1999) (слайд №14)

    Бари Нина Карловна (1901-1961)

    Ольга Александровна Ладыженская (1922 - 2004) (слайд №15)

    Олейник Ольга Apсеньевнa (1925 - 2001)

    Ведущая 1: Сегодня мы рассказали о женщинах, которые добились славы своим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что математика – привилегия мужчин, их род занятий. Для этих обаятельных женщин математика – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего "Я”. Женщины... Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Талантом, Любовью, Красотой  (слайд №18).

     – До следующих встреч!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике